АРХИВ ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА
«Воскресный вечер»: Медведева поддерживают все партии
Тема очередной программы «Воскресный вечер», которая вышла 2 марта, была предсказуема. Каким должен быть президент России? Чего ждать от безусловного лидера среди кандидатов – Дмитрия Медведева? Светлым ли представляется нам будущее России?
20:57:14 Соловьев: Добрый вечер! Сегодня пятый раз в России проходят выборы президента. Страна выбирает третьего по счету главу государства. На избирательном пункте, в школе, где я сегодня голосовал, я видел плакат, на котором детским почерком было выведено: «Президент Российской Федерации – гарантия нашего светлого будущего». Именно так: не «гарант», а «гарантия». Довольно точно, хотя и выглядит, как лозунг из недавнего прошлого. Впрочем, страна традиционно ожидает от власти именно светлого будущего, а его обещают все без исключения кандидаты, красочно рисуя свои идиллические картины. Кому поверил народ, узнаем очень скоро. Буквально через считанные минуты закроются участки в самом западном регионе страны – в Калининграде, и уже можно будет говорить о предварительных результатах. Главная интрига этих выборов была, конечно, явка граждан. Но уже к этому часу очевидно, что она выше, чем на парламентских выборах 2007-го года и на президентских 2004-го. Это означает, что, несмотря на заявления скептиков, выборы высшей власти страны большинство граждан сочло своим личным делом. Для меня эти выборы необычны уже тем, что впервые президентом может стать человек, который моложе меня, который сформировался в демократической России и не является выходцем из советской партийной номенклатуры. Избирательная кампания, начинавшаяся довольно скучно, к концу активизировалась и даже, как бы это сказать аккуратно, приобрела театральную зрелищность. Хотя рейтинги теледебатов показали, что народ устал от политиков прошлого, а малоизвестные персонажи без какого-либо багажа конкретных дел ему неинтересны. Должно быть именно сегодня завершается этап стабилизации и возрождения российской государственности, очень важный , но уже пройденный этап. И начинается новый – расцвета, главной задачей которого является забота о человеке.
Путин свою президентскую работу выполнил и передает эстафетную палочку, оставаясь в строю. Теперь уже очередь другого человека. И хотя ни для кого его имя не секрет, уважая закон, не буду его называть. Предварительные итоги выборов, ход избирательной кампании, а также ожидания людей мы обсудим с гостями программы в этой студии через несколько минут. А сейчас я передаю эфирную эстафетную палочку ведущему новостей Александру Яковенко. Здравствуйте, Александр. (аплодисменты)
20:59:45 - Добрый вечер, спасибо. Итак, считанные секунды остаются до закрытия избирательных участков в Калининградской области. Как только завершится голосование на территории России, мы сможем обнародовать результаты.
21:13:36 Соловьев: Я напоминаю, что сегодня в течение двух часов мы в прямом эфире вместе со службой новостей будем рассказывать вам о том, как подсчитываются и какие итоги голосования, а также будем с нашими очень уважаемыми гостями обсуждать, как проходили эти выборы и что нового они нам готовят. Итак, в нашей первой тройке: председатель Высшего совета партии «Гражданская сила» Михаил Барщевский (аплодисменты), первый вице-спикер Госдумы, заместитель секретаря Президиума Генерального Совета партии «Единая Россия» Олег Морозов (аплодисменты) и вице-спикер Госдумы, секретарь Президиума Центрального Совета партии «Справедливая Россия» Александр Бабаков. (аплодисменты)
Ну, что ж, можно сказать прямо – ваш заговор удался. Ваши три партии выдвинули Медведева, так что теперь политически не корректный лозунг: «Превед, медвед» вступил в силу, так что новая эра начинается. Судя по всему. Скажите, пожалуйста, вы довольны тем, как три ваши партии сработали во время избирательной кампании. Было ли что-то новое привнесено в избирательную кампанию?
21:14:39 Ну, в общем, опыт избирательной работы накоплен был большой, и разрыв между думскими выборами и президентскими, как вы понимаете, очень незначительный. Поэтому, может быть, самое главное, что произошло вот в эти три месяца, это осознание и среди политических партий, три из которых вот здесь, и в рядах избирателей, осознание наличия консолидирующей фигуры. Понятно, что это действующий президент Путин и понятно, что это тот человек, которого выдвинули определенные политические силы, и выбор этот был достаточно очевиден для граждан. Поэтому сам по себе процент…
21:15:22 Соловьев: Как сказал народ, выбрали мы раньше, сегодня мы голосовали.
21:15:26 Ну, скажем так…
21:15:27 Соловьев: То есть то, что показывает опрос общественного мнения, это точно.
21:15:27 … сейчас осталась одна интрига: в какую сторону двинутся эти цифры, хотя понятно, что…
21:15:32 Соловьев: Результат очевиден.
21:15:34 Результат очевиден. Мне кажется, все-таки самое важное - это появление вот такого консолидирующего начала, которое объединило и политические партии, и граждан. (аплодисменты)
21:15:43 Я, наверное, не буду, не буду анализировать саму предвыборную кампанию, все ее видели, собственно у всех есть свое собственное мнение, а вот мое ощущение от этих двух месяцев я, пожалуй, выскажу. Прежде всего, мне кажется, что совершенно очевидным стало, что Медведев - это будет самостоятельная фигура, это будет самостоятельный президент, да, в тандеме с Путиным, но это будет президент. Это первое. Второе. Мне кажется, что…
21:16:12 Соловьев: То, что госпожа Клинтон ничего не понимает в российской политике, позволяя себе довольно глупые замечания о том, что кто бы ни был, это будет марионетка Путина…
21:16:21 Ну, неплохо, неплохо в этом смысле Владимир Владимирович пошутил на своей пресс-конференции, что вообще политикам, прежде всего, надо иметь голову.
21:16:27 Соловьев: Это да.
21:16:26 Значит, в том числе и госпоже Клинтон. Но, Бог с ней. Значит, и вторая вещь, я просто знаю по реакции, что интеллигенция услышала выступление Медведева в Красноярске, когда было произнесено слово «свобода», когда это слово было произнесено как ключевое и для развития экономики, и для развития общества. То, что Медведев высказался по поводу многопартийности, он…
21:16:51 Соловьев: То есть народ поверил.
21:16:52 Вот, понимаете, прежде всего это была заявлена самостоятельная позиция. С моей точки зрения очень здравая. И плюс ко всему это, в общем, довольно смелые были выступления, и они были услышаны. Вот, мне кажется, что, для меня вообще парадоксальна такая высокая явка.
21:17:10 Соловьев: Ну, вот это главный вопрос, который удивляет всех.
21:17:11 Но, но вот я теперь начинаю понимать, почему. Потому что в его выступлениях…
21:17:16 Соловьев: Да, потому что интеллигенция услышала…
21:17:16 … каждый услышал что-то свое.
21:17:18 Соловьев: Понимаю. Меня интересует другое. Как получилось, что настолько высокая явка и настолько низкий рейтинг теледебатов. Ведь получилось, что народ хочет голосовать, но не хочет смотреть тех политиков, которые принимали участие в теледебатах.
21:17:33 Ну, парадоксальным является то, что и теледебаты, и сам ход выборов показал, что два политика, которые достаточно давно , если не сказать, что они являются старожилами, достаточно давно представлены на политической арене. Несмотря на это, они не смогли не только привлечь к себе внимание, они не смогли даже воспользоваться ситуацией, благоприятной для них, потому что достаточно ограниченный круг кандидатов, и набрать то количество голосов, которое они хотели бы получить. Это значит, что время таких людей, таких политиков уходит. И приходит время прагматиков, профессионалов. И я думаю, что в ближайшие четыре года нас ждет работа не только на уровне исполнительной власти и законодательной власти, работа профессионалов. И это можно приветствовать. А касаясь первого вопроса, я хотел только добавить одно..
21:18:10 Соловьев: Да, пожалуйста…
21:18:11 …что я очень горжусь тем, что партии, три партии смогли преодолеть свои политические амбиции и понять, что такой важный вопрос для страны, как выборы президента, позволяет им объединиться и выступить сообща. Это, это, мне кажется, новый шаг в развитии политической системы. (аплодисменты)
21:18:29 Одно добавление, вот имея в виду ваш вопрос, почему люди пришли. Знаете, у меня вот какое ощущение. Изменилось за эти восемь лет отношение общества к власти вот в какой части. Люди впервые поняли, что они с власти могут спросить. Сегодня, когда появились политические партии массовые, которые из раза в раз приходят на выборы и говорят: вы нас избирали четыре года, мы четыре года работали, и теперь давайте мы перед вами отчитаемся. Вот люди сегодня впервые поняли, что явка на выборы – это мое право через четыре года с этой власти спросить. Я, власть, за тебя голосовала или не голосовала. Вот я сейчас еще раз с тобой на выборах… (вместе говорят)
21:19:22 Соловьев: Меня, кстати, удивило, сколько сегодня было людей. Вот я был на избирательном пункте, где обычно, и людей было даже больше, чем на думских выборах.
21:19:29 Я бы очень хотел, чтобы Олег был прав. Я не разделяю этого оптимизма. Мне кажется, что у большей части населения абсолютно отсутствует ощущение, что с власти можно спросить. У меня другое объяснение.
21:19:39 Выборы есть спрос с власти.
21:19:41 У меня другое есть объяснение власти, такое, наше, знаете, общинное. Прежде всего, это некая акция, некое действо, где люди объединяются. У нас сейчас очень мало объединительных моментов.
21:19:49 Соловьев: Но, как вы знаете, в Ейске на этой акции разыграли поход в ресторан, ужин со звездой и поросенка.
21:19:55 Да…
21:19:56 Соловьев: Кто выиграл поросенка, правда, неизвестно, но завлекали, как могли.
21:19:59 И вторая вещь. Все-таки до сих пор в России президент, Генсек, не важно, это некая фигура сакральная. И вот мы каждый раз отмечаем Новый год, и какой бы ни был предыдущий, но мы ждем, что новый год будет все-таки лучше. Мы надеемся. То же самое, какой бы не был действующий президент, мы надеемся, что вновь избранный будет еще лучше. И вот эта вот …
21:20:21 Соловьев: Понятно. Но пугающая мысль.
21:20:23 Не знаю, мы пришли немножко поспорить в том числе друг с другом.
21:20:27 Соловьев: Да, конечно.
21:20:27 Я поспорю с Михаилом. Вы знаете, каждый раз, когда начинаются вот за последние восемь год какие-то выборы, президентские или думские, обязательно журналисты дают такой прогноз. Знаете, люди не придут, явка будет меньше. И постоянно это не подтверждается. Мне кажется, что вот восемь лет тому назад, когда голосовали за Путина, это действительно было голосование надежды. Это действительно было голосование за человека, который понравился.
21:20:57 Соловьев: И который похож на человека.
21:20:58 Который похож…
21:20:59 Это было название: «за обновление»…
21:21:03 «За обновление».
21:21:03 А сегодня – «за сохранение».
21:21:06 А сегодня, сегодня это действительно осмысленный выбор некоего курса, с которым Медведев напрямую ассоциируется. Люди пошли проголосовать за этот курс. Это их личный выбор. (аплодисменты)
21:21:17 Да, да. Конечно. Но это тем не менее голосование надежды.
21:21:21 Соловьев: Ну, так всегда надеемся, пока живем, надеемся…
21:21:22 Мне кажется, мы забываем об одной простой вещи, что за последние годы, по крайней мере, последний год, мы очень часто упоминали тему преемственности. И надо сказать, что для нашего государства, пережившего непростые 90-ые годы, сегодня проблема преемственности, сохранение стабильности и поступательного движения является принципиальной. Люди просто поверили, что это возможно. Проблем огромное количество. Но их возможность решать уже продемонстрирована. И мы хотим сегодня добиться большего благодаря тому, что появляется человек, который не говорит о новом курсе, он говорит о продолжении той политики, которая уже сегодня проводится в жизнь. И я хочу сказать, что сегодня я был на избирательных участках с международными наблюдателями. Характерным явилось одно: много о чем они говорили, но они сказали одно: это ваш выбор. Вы хотите выбрать этого человека – это ваше право. Не обращайте внимание на комментарии из-за рубежа. Потому что это ваш выбор, это ваша страна. И вы хотите этого президента, вы хотите быть сильными, и мы гордимся тем, что, может быть, ваши друзья будут рады тому, что вы сильные, а недруги, может быть, пожалеют об этом. (аплодисменты)
21:22:18 Я бы вот, Володь, я бы хотел вернуться к тому, что вы упомянули вскользь, но то, что, мне кажется, сегодня принципиально важным. Значит достаточно понятно, какие принципиальные разногласия есть между «Справедливой Россией» и «Гражданской силой». Достаточно не простые отношения у «Справедливой России» с «Единой Россией», и у «Гражданской силы» с »Единой Россией». То есть у нас есть темы для споров.
21:22:36 Соловьев: … больше вкусовые…
21:22:38 … Нет, и стилистические есть, и ряд принципиальных. Но обратите внимание. Мы сумели договориться, и мы сумели найти фигуру, которая абсолютно устраивает нас. Ну, хорошо, ладно. Это политики договорились. Но, судя по результатам голосования, есть фигура, которая устраивает подавляющее большинство населения России.
21:22:58 Я как раз с этого и начал, что (вместе говорят)
21:23:01 Я… вернулся к теме, которую мы как-то зажевали и проскочили. То есть, другими словами, то, что сегодня необходимо российскому обществу, помимо, так сказать, курса и определенных вешек, которые надо достигать, это объединенные усилия для того, чтобы двигаться этим курсом. И вот, мне кажется, эти выборы показывают, что шанс на это у нас есть. То есть это не только связано с фигурой Путина было, но и остается связанным теперь уже с фигурой Медведева и тандема – Медведев – Путин.
21:23:30 Соловьев: Вот это интересно. Потому что у нас впервые такой тандем.
21:23:33 Да.
21:23:35 Соловьев: То есть здесь я абсолютно согласен с мнением, которое высказывал Олег в нашей частной беседе, что пришло время политических команд.
21:23:38 Морозов: Да, это большая разница: выборы сегодняшние и выборы 8 лет тому назад. Я возвращаюсь к Путину. Путин появился волею очень многих обстоятельств. Сейчас можно об этом много говорить, это знаете, такой, такой парадокс истории, что вот в этот момент, когда нужен был такой человек, появился Путин. Эти 8 лет Путина – это, конечно, фантастическое достижение и лично Путина и России. Медведев – уже лидер большой политической команды и даже больших политических команд.
21:24:09 Соловьев: Чего не было у Путина.
21:24:10 Морозов: Это вообще изменившееся время. Сегодня другая политическая система, другие политические конструкции. Прошло время политиков-одиночек. Даже яркие или неяркие они, лучше, если они яркие. Но побеждает тот, у кого за спиной мощная политическая команда, побеждает тот, который внятно формулирует стратегию. Не какие-то привлекательные звоночки развешивает, а который говорит: мы сделаем через четыре года вот это, через восемь – так-то, вы будете жить в такой-то стране. И вот этот осмысленный выбор этого человека, этой команды транслируется обществу, которое либо с этим соглашается, как в данном случае, а может и не согласиться. (аплодисменты)
21:24:50 Соловьев: Вот что интересно, что ведь впервые в нашей истории президент, который очевидно уже будет, не имеет опыта советской номенклатуры. Он вообще не работал в советское время. Совсем.
21:25:03 Я тоже в советское время не работал.
21:25:05 Соловьев: Я работал в советское время. То есть у нас действительно любопытный момент, что это первый российский президент и с российским опытом работы. То есть это, конечно, вопрос возраста и взросления государственной системы.
21:25:17 Морозов: Но при этом, несмотря на свой, ну, относительно, скажем так,
21:25:20 Соловьев: Ну, молодой, молодой для политика очень.
21:25:21 Морозов: Для политика, конечно, это молодой возраст. Но я думаю, что у Медведева, тем не менее, колоссальный опыт, колоссальный опыт административный, политический. И вот я соглашусь с Михаилом, в чем была специфика кампании, как-то мы немножко тему сделали второстепенной, эта кампания, эти месяцы показали, насколько ярок Медведев как лидер. Он умеет хорошо подать себя… (вместе говорят)
21:25:53 Соловьев: Еще что интересно, в первую очередь, похож на нас. У него нормальная человеческая реакция.
21:25:56 В джинсах
21:25:57 Соловьев: Совершенно верно.
21:25:58 В свитере.
21:25:58 Соловьев: То есть на него смотришь и понимаешь – это не партийный функционер, это веселый человек…
21:26:01 – Ну, ладно не обижайте…
21:26:02 Соловьев: Не будем обижать. Кто-то еще с Зюгановым работал.
21:26:18 Вот когда мы говорим о преемственности, вот на неком чистом поле Путин построил фундамент, стены и крышу нового здания Российского государства. А Медведеву предстоит сделать отделку, проложить инженерные все коммуникации, провести отопление, сделать, чтобы вода текла из крана… застеклить окна
21:26:38 Соловьев: Продолжая аллегорию, главное, чтобы Медведев не нанимал бригаду гастарбайтеров, чтобы не было беды . (аплодисменты)
21:26:42 Нет, меня волнует другое, главное, чтобы он окна застеклил, а не зарешетил.
21:26:48 Соловьев: Это верно.
21:26:49 И не брал готовые проекты за рубежом… Не нужны они.
21:26:53 Соловьев: Не приживаются.
21:26:52 Вот, поэтому, на самом деле, я обращаюсь к тому, о чем говорил Олег, к вопросу командности. Здесь очень важно, кто будет с ним это делать. Потому что ясно совершенно, я подтверждаю слова Олега, время одиночек прошло. Путин собирал команду в течение там первого года-двух, после того, как он пришел. У Медведева готовая команда есть, и кадровый резерв есть достаточно широкий. И вот от этой команды…
21:27:15 Соловьев: Ну, я думаю, до мая месяца мы с вами все узнаем, я думаю, отставка правительства будет пораньше. (вместе говорят)
21:27:21 И обратите внимание, впервые у нас вновь избранный президент имеет два месяца спокойной работы по формированию команды.
21:27:29 Соловьев: Я представляю, у какого количества членов бывшей команды будет инфаркт за эти два месяца. Просто от ужаса и от ожиданий. (вместе говорят) …
21:27:38 Как раз, может быть, это должно стать нормальной процедурой, когда человек не должен трястись от того, что пришел новый, новый командир, а понимать, что он займет какое-то другое место.
21:27:49 Соловьев: Как сказал Владимир Владимирович, найду себе место в строю.
21:27:52 Да, мы должны находить себе место в строю, не обязательно имея эту должность, которую мы имеем сегодня.
21:27:56 Соловьев: Александр Михайлович, а в чем вот, если такой консолидированный президент в стране приходит, как минимум, на четыре года, в чем тогда смысл разночтений политических партий? Вот вы, как крупная оппозиционная партия, может тогда нет никакого смысла в оппозиции? Резидента вы поддерживаете, все хорошо.
21:28:12 Бабаков: Я начал с того, что политическая система взрослеет, то есть мы уже, по крайней мере, в состоянии принимать консолидированное решение по тем вопросам, которые являются принципиальными для страны. Мы всегда будем разными людьми. У нас разное образование, разные взгляды. Но я хотел бы, чтобы нашу оппозицию в стране воспринимали не как маргинальную, как дополнение власти, как ту несоставную часть, которая, может быть, и понимает, что цель у нас общая – это великая Россия. Но мы должны понимать, что есть разные подходы к скорости, к методам, к способам решения, достижения тех или иных целей. И я хотел бы как раз сказать, что Медведев сегодня пришел, приходит в тот период, когда страна тоже меняет свой не курс, а свою концепцию. Дело в том, что если до сегодняшнего дня мы накапливали средства для решения каких-то проблем, то сегодня совершенно иной подход, мы должны научиться эффективно использовать эти средства для того, чтобы ожила собственная российская экономика, являющаяся источником благосостояния наших граждан. (аплодисменты)
21:29:03 Соловьев: Это справедливо.
21:29:04 Но я бы хотел ответить на ваш вопрос, который вы задали немножко иначе. Дело все в том, что если мы начинаем жить цивилизованно, или живем цивилизованно, то Медведев был выдвинут четырьмя партиями. …Одной партией выдвинут, тремя поддержан. Это означает, что после выборов он несет определенную ответственность перед этими партиями. Что значит несет ответственность? Он вынужден будет считаться с позициями этих партий, а у нас появляется возможность на него влиять. Притом что вот я сказал, например, «позиция «Справедливой России». «Справедливая Россия» за прогрессивную шкалу налогообложения. Мы – против. И теперь кто из нас как сумеет аргументировать свою позицию, как сумеет убедить, а это наш совместный кандидат, значит мы обе партии имеем право доступа…
21:29:45 Соловьев: И вы обе партии будете спорить, а победит «Единая Россия». (аплодисменты)
21:29:49 -Если она займет правильную позицию.
21:29:52 –Победит здравый смысл.
21:29:54 Морозов: А я вот еще хотел бы к чему привлечь внимание, отвечая на ваш вопрос. Мы видели с вами сейчас результаты голосования. Конечно, победа Медведева безоговорочна, понятно, что его результат, вот сейчас мы видим
21:30:06 Соловьев: 64,7%… (вместе говорят)
21:30:08 Морозов: Наверное, он будет меняться. А теперь посмотрите, сколько набрали в сумме Зюганов и Жириновский.
21:30:14 Соловьев: 32%
21:30:15 Морозов: Нет, … партии, которые не выдвигали Медведева, да, которые выдвинули своих кандидатов. Там я не хочу говорить, в какой степени кто из них оппозиционен, но это не «Единая Россия», и не партии, которые выдвигали Медведева. Они получили в сумме примерно больше трети голосов, правильно, я понимаю.
21:30:35 Треть, 32%.
21:30:36 Ну где-то около трети голосов. Как можно, имея такой результат, не считаться с тем, что в России присутствует не «Единая Россия», и присутствуют интересы, которые отражают другие политические силы. Это и отразится на жизни в парламенте, это отразится на жизни в стране.
21:30:54 Соловьев: Говоря о жизни в парламенте, ведь очень важный момент, как вы сказали, притом, что Медведев уже имеет команду, будет ли он формировать дополнительную часть своей команды из представителей разных партий? Вот если в его команду попадут хотя бы выдвиженцы не только «Единой России», но и тех партий, которые поддерживали, это было бы уже знак, ведь что погубило Жириновского и Зюганова? У них никакого опыта реальных дел, то есть они, вот сколько лет есть, они все время говорят, и народ их воспринимает просто как вот актеры ораторского искусства.
21:31:24 Надеюсь, Олег на меня не обидится, но мне кажется, что если Медведев будет формировать свою команду исключительно за счет «Единой России», то мы получим некую стагнацию, некий вариант КПСС, в конечном итоге. Потому что, мне кажется, что вот живая кровь, молодая кровь должна поступать и слева, и справа, и может быть даже из тех, кто вот эти 32% вместе набрал. То есть мне кажется, что именно консолидация – это умение работать, как правильно сказал Александр, всем вместе в интересах России, а не по партийному принципу, кто в какой партии состоит.
21:31:57 Соловьев: То есть брать профессионалов.
21:31:59 Медведеву нет никакой необходимости формировать команду из членов «Единой России». Медведев обязательно будет просто вынужден, в каком-то смысле вынужден, в хорошем смысле, опираться на ту политическую силу, которая его выдвинула, которая поддерживает его и которая с ним вместе проводит этот курс. Но это вовсе не значит, что каждый назначенец в администрации, в правительстве, должен иметь в кармане партийный билет «Единой России», это абсурд, этого не нужно делать, это даже во вред «Единой России» пойдет, на мой взгляд.
21:32:28 Я очень надеюсь, что слова, которые были произнесены не только Медведевым, но и Зубковым в свое время, когда он баллотировался на пост премьера в парламенте, он сказал, что пришло время профессионалов. И я считаю, что ключевой вопрос формирования и исполнительной власти всех уровней. Вот если этот принцип будет соблюден, поверьте мне, партийная окраска останется на втором плане, потому что все мы граждане России, и все мы хотим благополучия нашей стране, и следовательно, профессионализм будет единственным критерием. Если так будет, мы двумя руками поддержим.
21:32:57 Морозов: Я согласен с этим. Я думаю, это правильно. (аплодисменты)
21:33:00 Соловьев: Ну что же, я не могу с вами спорить, потому что, действительно, хочется, чтобы в стране настала эра профессионалов, тот фундамент, который заложили, восемь лет Путина не пропали даром, и чтобы Медведев, наконец, воплотил план Путина, который состоит в том, что жители России граждане России должны жить хорошо. И западные страны должны нам завидовать. Я благодарю участников очень любопытного, живого обсуждения.
Обсуждение:
Блог Владимира Соловьева
Блог 2 - зеркало на LiveInternet
Блог 3 - зеркало на LiveJournal
03.03.2008, 12:15